При всем внешнем разнообразии современных христианских
конфессий, при самых несхожих подходах к тому, что считать «истинным
христианством», а что не считать, для самих христиан всегда остается
несомненным, ЧТО делает христианина христианином и что является самым важным в
христианстве. Это вера в Христа и
представление об особом значении Его миссии для людей и для их судеб всего
человечества. О. Андрей Кураев
подчеркивает, что в самом широком смысле христианином является всякий человек,
обращающийся с молитвой к Христу, и с этим определением можно только полностью
согласится.
Все остальное: обряды и богослужения, Священные Книги
и теологические доктрины, церкви и храмы вращаются вокруг этой центральной
фигуры, и если христиане иногда столь яростно спорят между собой об отдельных
элементах своего вероучения, то только потому, что стремятся с наибольшей
точностью соответствовать Духу Христа и максимально полно воплотить его учение
на Земле.
Христианство больше, чем какая-либо другая религия
имеет право так называться. Большая часть религий человечества представляет
собой религии закона, нацеленные на то, чтобы предупредить человечество о
«правильных» и «неправильных» моделях поведения в этом мире, и о возможных
неотвратимых последствиях неправильного поведения. Не отрицает существования
такого закона и христианство, однако оно утверждает, что есть инстанция более
высокая и более благая, чем Закон. Такую инстанцию христианство видит в Боге,
сущностью которого является Любовь и Милосердие, и Который может Своей волей
отменить действие Закона. Искреннее раскаяние и желание исправить содеянное
позволяет человеку избавиться от неотвратимого возмездия Закона, и зла, с ним
связанного.
Как и все монотеистические религии, христианство
основано на вере в Единого Бога, что не исключает веры и в других
сверхъестественных существ: ангелов и святых. Но в религиях языческих боги —
самодостаточные существа, чьи раздоры и войны грозят временами существованию
самой Вселенной. В монотеистических религиях подлинным Бытием обладает только
Бог, и Он же является источником существования всего и всех. Сколь бы могущественным ни было то или иное
Его создание, какой бы властью и влиянием ни пользовалось оно в видимой или
невидимой Вселенной, оно вторично по отношению к Создателю и только от Него
получает и свое существование, и свое могущество.
Одним из камней преткновения для знакомящихся с
христианской религией обычно становится учение о троичности Бога, принимаемое
подавляющим большинством христианских конфессий. Согласно этому учению, Бог
един, но, одновременно, существует в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.
Именно учение о Троице резко разграничивает христианство и другие
монотеистические религии — ислам и иудаизм. Однако только такое видение Единого
позволяет христианству отождествлять Бога и Любовь. Грозные Аллах и Яхве
одиноки в Своем могуществе, и в Своем безмерном превосходстве над миром видят в
нем только прах у Своих ног. Они лишь властвуют и повелевают. Но христианская
Троица прежде всего любит, поскольку Её Ипостаси, Лица обращены Друг к Другу и
в безмерной любви отдают Себя и «Своему Другому», и миру.
Христианство, в отличие от других монотеистических
религий, обычно признает наличие у человека свободы воли и считает, что эта
свобода вручена человеку непосредственно Творцом. Исключение составляют лишь некоторые направления
в протестантизме, полностью отдающие человеческую судьбу во власть Бога и
придерживающиеся доктрины абсолютного предопределения. Но подавляющее
большинство христианских мыслителей и теологов считают, что свобода —
необходимое условие блаженства, и Бог щедро делится ею со Своими
созданиями. Правда, свобода — опасный
дар, ставший причиной появления в мире зла, но без нее невозможно бытие существ
творческих, являющихся подлинным «образом и подобием Божием».
Как и все монотеистические религии, христианство
сталкивается с проблемой теодицеи, то есть проблемой «оправдания Бога». Проблема эта связана с необходимостью
объяснить, почему в мире, созданном благим Богом, существует Зло. С точки
зрения христианства, источник появления Зла в мире – отпадение от воли Бога
низших, сотворенных Им существ. Наделенные Богом свободой воли, они могут
злоупотребить этой свободой, используя ее по своему собственному усмотрению.
Тем самым в благой миропорядок вносятся хаос и дисгармония, оборачивающиеся со
временем страданием. Христианство выражает это представление через легенду о
восстании Люцифера и через первые главы Книги Бытия, рассказывающие о том, как
первые люди, Адам и Ева, совершили грехопадение, нарушив волю Единого.
Христианство видит в человеке двойственное существо. С
одной стороны, вслед за иудаизмом, оно подчеркивает его необычайно высокий
статус. Он — образ и подобие Божие, он — венец творения всего, созданного Богом
на Земле. С другой стороны, человек представляет собой существо, лишившееся своего
высокого положения в результате грехопадения. Потеря связи с Источником
Существования приводит человека в жалкое и ущербное состояние, заставляет его
страдать и делает глубоко несчастным. Отсюда главная цель человеческого
существования — восстановление утраченного единства с Богом, возвращение
человеку предназначенного ему великолепия и радости.
Для спасения людей от зла и смерти Бог нисходит на
Землю в образе Человека, добровольно облекается в плоть и кровь. Второе Лицо
Троицы, оставаясь Богом, приобретает одновременно и человеческую природу.
Соединив в Себе Божественное и человеческое, Христос становится мостом между
Землей и Небом, открывающим людям путь к возврату утраченного богоподобия. Вера в Христа позволяет Ему начать исцеление
каждого отдельного человека, поскольку оно невозможно силами самих людей,
лишившихся своей изначальной природы.
Это один из самых тонких и сложных моментов
христианской доктрины. Законы, управляющие Миром, требуют наказания за причиненное
зло, и люди подлежат суровому возмездию за вред, который они нанесли и наносят.
Но расплата непосильна для человечества, и Бог Сам берет на Себя необходимость
расплачиваться страданиями за совершенные человечеством проступки. Именно так
христианство рассматривает добровольные страдания Христа в конце Его земной
жизни, — выплачивая за людей их долг, Он открывает им возможность освободиться
от власти Закона без непосильных для них мучений.
Сотворенный Богом мир имеет начало во времени, стало
быть, однажды его существование завершится. Это не означает, что он просто
исчезнет, скорее, с точки зрения христианской теологии, ему на смену придут
«новые земля и небо», более совершенные и прекрасные. Однако предшествовать
этому будут грозные события, о которых повествует последняя книга Нового Завета
— Апокалипсис. На земле установит свою власть Князь Тьмы, существо, сознательно
противопоставившее себя Христу и стремящееся отвратить от Него людей.
Освобождение от Антихриста принесет людям только Сам Христос, Который вернется
на землю во всем блеске Своей славы и установит Царство праведных.
Как и всякая религия, христианство обладает священными
текстами, содержание которых считается богодухновенным, т.е. внушенным Самим
Богом. Эти тексты получили название Библии, «Книги». Библия неоднородна, процесс ее составления
растянулся в совокупности более чем на тысячу лет, и различные ее элементы
имеют разное значение для христиан. Наиболее важными считаются тексты Нового
Завета, включающие в себя Евангелия с описаниями жизни Иисуса Христа, Деяния
Апостолов, Послания Апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Включен в христианскую Библию и Ветхий Завет, представляющий собой
древнеиудейские священные тексты, в которых, по мнению христиан, Бог впервые
начал «приоткрывать» Себя и Им были даны пророчества о Своем грядущем
воплощении.
Поскольку очень многие места в Священном Писании
оставляют широкий простор для толкований, параллельно с ним начало складываться
Священное Предание, целью которого было прояснение и уточнение спорных моментов
внутри Священного Писания. В Священное Предание включают Символ веры, сочинения
ранних христианских мыслителей (Отцов Церкви), решения Вселенских Соборов,
иногда даже памятники раннехристианского искусства. Хотя Священное Предание
также рассматривается как богодухновенное, его содержание различно в разных
христианских конфессиях. Протестантизм не признает его в качестве Откровения, а
у католиков и православных при наличии многих общих моментов есть и
существенные разногласия относительно его состава.
Таинством в христианстве называют обрядовое действие,
в ходе которого «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать
Божия». Из них наибольшим значением обладают крещение и причащение
(евхаристия). Первое из них приобщает верующего к жизни Церкви, второе
таинственным образом соединяет его с Сами Богом. Многие направления
протестантизма не признают мистического значения таинств, но и в этом случае
крещение и евхаристия обычно сохраняют свое значение в качестве символических
обрядов.
Иудаизм, с которым генетически оказалось связанным
христианство, разработал для своих последователей огромное количество обрядовых
предписаний и указаний. Хотя современные христианские конфессии также временами
стремятся детально расписать жизнь верующего, в евангельских текстах Христос
дает всего две заповеди своим последователям, остающиеся незыблемым ориентиром
для всякого христианина:
1. Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим.
2. Возлюби ближнего твоего,
как самого себя.
На этих двух заповедях любви и воздвигается, по слову
Христа, закон и пророки, а затем и вся последующая христианская этика и мораль.
О том, в чем конкретно должна проявлять себя любовь к
Богу и ближнему, Христос говорит в Нагорной проповеди. Изложенный в ней
нравственный кодекс необычайно высок, именно здесь упоминается о необходимости
любить врагов и не противиться злому. Этические нормы Нагорной проповеди
настолько возвышенны, что критики христианства часто говорят о невозможности их
реализации и о том, что сами христиане далеко не всегда в своей жизни
соответствуют им. Это отчасти так, но с точки зрения самих христиан, для
существ, испорченных грехопадением, чрезвычайно сложно служить добру и
следовать подлинным нравственным нормам. «Сложно» не означает «невозможно», и
Нагорная проповедь остается эталоном и ориентиром, по которому можно судить,
насколько тот или иной человек, сообщество людей, человечество в целом следует
христианскому духу и соответствуют христианскому идеалу.
Преодолеть разрыв между Богом и человеком необычайно
трудно, но существуют люди, которым это удается. Католичество и Православие
почитают таких людей в качестве святых, считая, что их воля сливается с волей
Господа, в них обитают Его благодать и милость, и они силой Бога получают
возможность творить чудеса, очищая и преображая мир. Предание говорит о множестве
таких людей в истории христианства. После смерти они почитаются как
святые-заступники, покровители живущих, не оставляющие своей помощью падший мир
и после своей физической смерти. Хотя протестантизм и не признает культа
святых, он также с большим уважением относится к людям, сумевшим воплотить
идеалы христианства в своей жизни.
С точки зрения самих христиан, Церковь — нечто
большее, чем простая совокупность верующих в Христа людей. Большинство
богословов трактует ее как особое мистическое образование, охватывающее и ныне
живущих христиан, и души праведных, ушедших в мир иной. Оно есть своеобразное
тело, в котором и сейчас пребывает Бог: как на Небесах, так и на Земле. Отсюда
то безоговорочное признание решений Церкви, отличающее конфессиональных
христиан: с их точки зрения, коллективный разум Церкви направляется в своих
действиях Богом, и добровольное подчинение ему становится условием спасения
христианина.
Внутри христианства существуют определенные разногласия
относительно того, что именно ведет человеческую душу к Богу: вера в Христа или
добрые дела. Если для протестантов важнее оказывается личная вера, то
Католичество и Православие в большей степени склоняются к необходимости
совершения праведных поступков и деяний. Однако мы видим, что
противопоставление это довольно условно, вера и дела во всех направлениях
христианства не исключают, а, скорее, дополняют друг друга, хотя их значение и
может толковаться по-разному.
Христианство сыграло решающую роль в становлении
европейской культуры, и именно его ценности стали тем стержнем, вокруг которых
она формировалась. Это касается не только тех эпох в ее развитии, когда
христианское мировоззрение доминировало, но и Нового времени, когда внешне
влияние христианства стало менее заметным. Однако при ближайшем рассмотрении
оказывается, что многие светские культурные течения генетически восходят к
именно к нему, и даже в атеистически настроенном коммунизме просматриваются
трансформированные идеи Царства Божьего, мессианства и борьбы Добра со Злом.
Христианство внутри самого себя достаточно
разнообразно, оно бывает и предельно рациональным, и вполне мистическим, и
терпимо либеральным, и строго консервативным. Иногда на это обстоятельство
указывают, стремясь упрекнуть его в противоречивости. Противоречия здесь на
самом деле нет: разнообразию человеческих типов и национальных характеров
христианство отвечает разнообразием форм, в которых они могут обрести Бога. Оно
оказывается не монотонным однообразием, а живым соцветием самых различных
явлений духа, общими для которых, тем не менее, остается некое ядро, наиболее
заметные внешние черты которого мы и постарались охарактеризовать.
<<<Найти
христианство в Интернете>>>