М.Ю. Бакулин

О чистоте языка

 

Хотелось бы сказать несколько слов о нашей языковой культуре, речевой практике. Матерщину сегодня называют мягко – ненормативная лексика, как будто существует некая «норма», позволяющая материться. Во всем этом надо видеть духовный смысл. Сказано в Писании: «От избытка сердца уста глаголют». Только человек начинает говорить, и сразу понятно, что у него лежит на сердце. Иной раз смотрим на миловидного человека, он кажется нам красивым, но только он заговорил, только мы услышали его пересыпанную ругательствами речь, сразу становится понятно, что внутри все прогнило. Напомню, что слово «матерщина» происходит от слова «мать» и в первую очередь матерщина – грех против Матери Божьей. Это не просто сквернословие, это хула на Божью Матерь, на Христа Спасителя. Матерщина – также оскорбление собственной матери. Может быть, если эти духовные корни матерщины молодежи показать, то они будут относиться к своей речи более трезво. Тем более что все это подтверждается простой церковной практикой.

На одном из приходов был замечательный старичок, который любил крепкое словцо ввернуть, говорил, что без этого никак не обойтись, что этот грех невелик, что он покается в нем перед смертью и все. Вот пришла к концу его жизнь, зовет он священника, чтобы исповедоваться. Священник заходит в дом, а уста у матершинника отнимаются – ничего не может сказать, давление поднимается, его всего трясет. Родные говорят: «Извините, батюшка, вот лучше ему станет, мы вас позовем». Через неделю батюшка приходит, снова то же самое, уста отнимаются. Так матершинник и умер без исповеди. Страшнее для христианина ничего быть не может.

А теперь об общих местах в речи, которые не менее страшны, нежели ругательства. Я для своих студентов придумал такую карточку, с помощью которой вполне можно общаться на их студенческо-марсианском языке. Карточка простая, состоит из нескольких слов, это общие места речи и слова-связки. Если такую карточку завести, то любому иностранцу, оказавшемуся в России, будет очень легко разговаривать с любым россиянином. Потому что это слова, которые не имеют никакого значения, но, тем не менее, употребляются всеми к месту и не к месту.

 

Вот первое выражение: «Всё нужно испытать»

А нужно ли все испытывать? Бессмысленная фраза, а употребляется постоянно. Апостол Павел определяет любовь: «любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде». Заповеди Божьи: «не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй». То есть не делай чего-то – Господь обращается к человеку охранительно. Так нужно ли все испытывать? Не нужно.

 

«Самое главное – здоровье»

Это одна из самых ужасных фраз, которую сейчас употребляют постоянно. Кто сказал, что самое главное – здоровье? Если посмотреть на историю мировой культуры, мы увидим, что Гомер не проклинал свою слепоту, а Бетховен – свою глухоту, для них болезнь была величайшим даром, потому что через болезнь душа человека очищается. Болезнь не проклятье, а огонь, благодаря которому душа становится совершенной. «Главное – здоровье». Так ли это? Представьте себе совершенно здорового человека типа Чикатило, члена КПСС, который расчленяет методично трупы женщин. Никто не признал его больным, ни психически, ни телесно. Но он духовно и душевно даже не болен, а мертв.

Четыре проклятья есть у человечества – это красота, богатство, власть и здоровье. Четыре приманки, на которые человек меняет свою бессмертную душу. И вот здоровье – один из таких кумиров, которым Господь заповедал нам не поклоняться и не служить. У человека есть дух, душа и тело. Какого здоровья мы желаем – духовного, душевного или телесного? Люди часто не знают, что такое духовное здоровье. Человек может быть здоров духовно, но немощен телом, а может быть здоров телесно, но духовно хронически страдать.

 

«Зачем плодить нищету?»

Это знаменитая фраза, которая сегодня привела к тому, что у нас на семью приходится 1,2 ребенка. До революции нас было 150 млн. этнически русских, а сегодня всех россиян – 146 млн. Для сравнения - на трех крошечных островах Японии живет 129 млн. японцев. В Китае в начале века было 115 млн., теперь – 1млрд. 600млн. На каждого присутствующего здесь в зале приходится 105 китайцев. До революции в русской семье среднее количество детей было восемь человек. А что сегодня?

Вот вам пример из жизни. Все происходило во второй городской больнице. Молодую жену муж-бизнесмен хотел везти на Канары, а она была беременной. Она решила вызвать выкидыш. Доктора отказывались, но в конце концов, она уговорила их за большие деньги вызвать преждевременные роды. Стали делать операцию, а ребенок родился недоношенным, но вполне жизнеспособным. Врач-гинеколог сидит в ординаторской, размышляет, как ей уговорить женщину принять ребенка, понять, что Канары не дороже дитя. Вдруг открывается дверь и в ординаторскую заходит пожилая женщина с 12-летним кудрявым мальчиком. Женщина спрашивает врача: «Помните меня?». «Нет, не помню». «12 лет назад у меня муж упал с крыши и сломал позвоночник, у нас было четверо детей, я была беременной пятым. Я просила вас вызвать мне роды, а вы меня уговорили его родить. Знаете, у нас родился чудесный мальчик, он играет на скрипке, лауреат конкурсов, непонятно вообще, откуда у нас взялся такой талант». Врачу захотелось показать эту пару молодой женщине, показать, от какой радости она отказывается. Она выбегает в коридор, а там шум, суета. Оказалось, что та женщина пришла в себя после операции, нашла своего ребенка и утопила его в ведре, в воде, которой моют пол. Такое вот отношение к детям сегодня.

 

Еще выражение: «У меня Бог в душе»

Его употребляют к месту и не к месту в разговоре об отношениях человека с Богом. Этим оправдывают нежелание ходить в храм Божий и вообще так называемое «нецерковное христианство». Разберемся. Вот, я люблю свою жену, и любовь к жене у меня тоже в душе? Значит ли это, что мы можем жить раздельно: пусть она живет в Чите, а я буду жить в Караганде? Любовь к маме у нас в душе? Да. Может, при этом совсем не обязательно с мамой общаться. Зачем тогда к ней в гости ходить, говорить «мама, я тебя люблю»? Зачем ходить в церковь к Богу? Не надо ходить в церковь, у меня Бог в душе. А кто вам его в душу-то засунул?

 

Сомнительная фраза: «А кому сейчас легко?»

Все говорят, что мы живем в страшные времена. Между тем, у нас самая лучшая экология в мире, мы едим чистые продукты, у нас до сих пор еще осталось лучшее образование в мире, у нас одна из самых великих культур, если не сидеть и не плакать, а работать. Тем не менее, все как заклинание произносят: «Все плохо!». Например, встречаю своего коллегу-профессора фразой: «Здравствуйте, надеюсь, у вас все хорошо». Он отвечает: «Все хорошо бывает только у идиотов». Я спрашиваю: «Зачем вы профессор, доктор наук, такой умный, если вы несчастливы? К чему все те знания, которые вы преподаете студентам, если они не приносят вам никакого счастья?». Кому сейчас легко? Христианину, он знает о промысле Божием о себе и о каждом, он все свои надежды и чаяния возложил на милостивого Бога, Который так любит человека, что Сам стал Человеком, и ради нас был распят и воскрес.

 

Последняя фраза: «А что делать?»

Знаменитый вопрос, на который есть такой же знаменитый ответ В.В. Розанова, который ответил: «Только больной на голову юноша может задавать вопрос: «Что делать?» Что делать? Летом собирать малину, а зимой пить с ней чай». Понятно, что надо делать в каждый момент своей жизни – служить Богу и ближнему.

 

«Как бы»

И еще рассмотрим весьма употребительные слова-связки – выражения «как бы», «просто», «типа того, что» и «ни о чем». Особенно остановлюсь на выражении «как бы», которое теперь звучит повсюду. Оно появилось у нас вместе с либерализмом, когда человек говорит очень мягко, толерантно, стараясь не обидеть своего собеседника. Он всегда в конце фразы спрашивает: «Да?», т.е. действительно так? Он страшится что-либо утверждать, говорить о чем-то уверенно. А вот в Священном Писании эту фразу впервые употребляет дьявол. Он обращается в раю к Еве и говорит: «Вкусите и будете как (бы) боги» (Быт. 3,5), т.е. не будете богами по существу, а как бы боги. Это «как бы» – языковое лукавство сатаны. Вслушайтесь: «Я тебя как бы люблю», т.е. не люблю, а испытываю нечто, возможно, похожее на чувство любви, но по существо не люблю. «Девушка, вы замужем?» - «Как бы замужем, а что?». Интересно, а можно быть «как бы беременной» или «как бы мертвой». Одна студентка объясняла мне свое отсутствие на лекции: «Я поехала на как бы похороны». Я говорю: «Как это – «как бы похороны?» – «Да у нас, дедушка как бы умер». Я спрашиваю: «Как это – «как бы умер»? Живого что ли в землю закопали?». Или такой перл был на экзамене по философии – студент говорит: «Это - как бы реальность». Я спрашиваю: «Реальность или «как бы»?». «Как бы реальность».

 

«Просто»

«Просто» - вороватое слово, объясняющее, что человек сделал что-то не нарочно, не желая того. Делал, не думая, что произойдет в итоге. Образ речи, показывающий полную безответственность. Ничего не бывает на свете «просто» - то есть случайно. Христианин в ответе за все свои мысли, слова и поступки.

 

«Типа того, что»

«Типа того, что» - подобие выражения «как бы». «Типа того, что я тебя люблю» или «Типа того, что я знаю» - на самом деле и не люблю, и не знаю.

 

«Ни о чём»

Еще у современной молодежи любимое словечко «ни о чем». Оно заменяет популярное английское выражение «for fun». «Как сходил в кино? – For fun». Или по-русски: «Я вот ходил в кино, фильм ни о чем». «Значит, не было никакого содержания, смысла? Не было ни изображения, ни звука?» – «Были, но они – ни о чем». «Так ты ничего не видел и не слышал?» – «Видел, все равно – ни о чем. Не охота думать». Или другой диалог: «Я встречалась с молодым человеком. – Как он? – Чувак ни о чем».

* * *

Каждый раз, как мы общаемся, неплохо было бы вдумываться, О ЧЕМ мы говорим и КАК. Дело даже не в том мате вульгарном, грубом, а в том, как речь построена, как студент отвечает на экзамене. Сейчас реформа высшего образования ведет к тому, что студент перестанет общаться с преподавателем, живым человеком, а будет тестироваться компьютером. Студент перестанет говорить с преподавателем глаза в глаза, а ведь это именно тот момент, когда из студента создается культурный, интеллигентный человек. Вот он трясется перед экзаменом, но на самом экзамене открывает в себе супервозможности, заново выводит формулы, на открытые которых ученые потратили столетия. Фантастические способности открывает студент в себе, когда он сосредоточен. Если бы вся Россия жила так, как студенты во время сессии, то давно бы наступил коммунизм.

Как было бы прекрасно, если бы в нашей речи возникли фильтры для выражений «типа того, что», «как бы», «ни о чем», тогда мы хоть на миллиметрик приблизились бы к тому замечательному русскому языку, который завораживает своей красотой. Вот всего месяц назад я общался с москвичами, которым за 80, я сидел и просто слушал эту музыку – как звучит русская речь, как вкусно, сладко, а ведь это просто сидели пожилые люди на кухне, готовили постную трапезу. Как красиво они говорили между собой, как много было здесь слов, которые мы знаем, но которые выпали из нашего обихода, какое духовное пространство, это непередаваемо.

Надо нам из нашего языкового тупика выходить. Думаю, с помощью Божьей, с помощью великого и могучего церковно-славянского языка мы сможем приблизимся к той глубине русского разговорного языка, который ныне стал не так велик и могуч. Сила из языка уходит, бессилен становится язык, нет в нем силы Духа Божия, если говорящий не наполнен любовью к слушающему и не умеет слушать сам. Тот подвиг, который совершили для русской словесности святые Кирилл и Мефодий, неоценим. Мы должны им поклониться и помолиться, чтобы наши дети говорили чище, лучше, чем мы.

Материал взят с - www.russned.ru

Найти другие материалы в Интернете>>>

Высказаться

 

ИДЕИ  И  РАЗМЫШЛЕНИЯ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

Используются технологии uCoz